Аналитики iKS-Consulting огласили результаты своего исследования развития рынка широкополосного доступа в Интернет в сегменте частных пользователей во втором квартале 2010 года. В частности, приведены данные в целом по России, а также дан некоторый анализ московского рынка интернет-услуг. Примечательно, что наиболее высокий прирост абонентской базы относительно первого квартала продемонстрировал ряд МРК «Связьинвеста», в частности, «ЦентрТелеком» за счет прироста опередил во втором квартале «ВымпелКом» («Билайн») по количеству абонентов и вырвался на второе место в «топ-10» российских операторов с наибольшей абонентской базой. Что же касается общих тенденций, то от квартала к кварталу наблюдается замедление динамики проникновения услуги ШПД на московском рынке, при этом в сравнении с предыдущими кварталами, некоторое замедление динамики появилось и на рынке услуги ШПД в целом по России.По данным аналитиков iKS-Consulting, общее количество частных пользователей широкополосного доступа в Интернет в России в конце второго квартала 2010 года достигло 15,7 млн абонентов, что на 5,5% больше, нежели по итогам первого квартала текущего года. При этом на долю «топ-10» российских операторов ШПД приходится 60 % от абонентской базы. По итогам первого квартала 2010 года эта цифра была равна 62%. По данным iKS-Consulting, наиболее высокий относительный прирост абонентской базы продемонстрировали некоторые из МРК «Связьинвеста». В частности, компании «Сибирьтелеком», «ЮТК» и «Центртелеком». Последний за счет прироста во втором квартале опередил по общему количеству абонентов оператора «ВымпелКом» («Билайн») и вышел на второе место в «топ-10» российских операторов с наибольшей абонентской базой. Высокие темпы роста абонентской базы МРК аналитики iKS-Consulting объясняют следующим образом: «МРК растут за счет того, что в сельской местности и малых городах Сибири, Юга и Центральной России DSL-решение дочек «Связьинвеста» редко сталкивается с высоким уровнем конкуренции со стороны FTTx-операторов. Кроме того, уровень проникновения ШПД в этих регионах относительно невысок подчас даже на уровне крупных городов, что позволяет МРК расти быстрыми темпами наравне с рынком». Таким образом, по итогам второго квартала 2010 года «топ-10» российских операторов по количеству частных абонентов услуги ШПД выглядит следующим образом: Лидером по прежнему остается «Комстар». Его абонентская база составила 1,362 млн, увеличившись по отношению к первому кварталу на 5,9%. С третьего на второе место, как уже говорилось, переместился «ЦентрТелеком» с абонбазой 1,251 млн (прирост 7,9%). «ВымпелКом», в свою очередь, сместился на третье место с 1,199 млн (прирост 2,7 %). Четвертое место удерживает «ЭР-Телеком» - 1,1 млн (прирост 5,6%). На пятом месте, как и в первом квартале, «ВолгаТелеком». Абонбаза этого оператора составила 968,2 тыс. абонентов (прирост 2,4%). Как и в первом квартале «ВолгаТелекому» не удалось преодолеть рубеж в 1 млн абонентов и стать пятым «миллионером» по абонбазе частных клиентов на российском рынке. Распределение мест во второй пятерке в сравнении с предыдущим отчетным периодом не изменилось. На шестом месте по размеру абонентской базы по итогам второго квартала остается «Северо-Западный Телеком» с 913,2 тыс. (прирост 3,4 %). Следующие в списке – «УралСвязьИнформ» с 748 тыс. (прирост 3,5 % ), «Акадо» с 660,6 тыс. (прирост 0,9 % ), «СибирьТелеком» с 628,9 тыс. (прирост 8,2 % ) и ЮТК с 555 тыс. (прирост 8,2 %). Отметим, что если говорить в целом, то во втором квартале практически у всех операторов «топ-10» наблюдается снижение процентов прироста абонентской базы в сравнении с первым кварталом 2010 года. Исключения в данном случае - «Комстар» (5,9% во втором квартале по отношению к первому и 5% в первом квартале по отношению к четвертому кварталу 2009 года) и «ЦентрТелеком» (7,9% во втором квартале по отношению к первому и 6,4% в первом квартале по отношению к четвертому кварталу 2009 года). У всех остальных процент прироста снизился, даже показатели «СибирьТелеком» и ЮТК, наиболее высокие среди всех операторов (по 8,2% у обоих), все равно ниже показателей этих же операторов в первом квартале 2010 года по сравнению с четвертым кварталом 2009 года – 9,4% и 9,6% соответственно. По данным iKS-Consulting, рыночные доли операторов «топ-10» на российском рынке ШПД для частных клиентов по итогам второго квартала 2010 года распределились следующим образом: 8,7 % принадлежат «Комстар» (минус 0,1% по сравнению с первым кварталом текущего года). 8 % - «ЦентрТелеком» (сохранил позиции по сравнению с предыдущим отчетным периодом). «ВымпелКом» же потерял 0,4%. Его доля – 7,6% (8% было в первом квартале). «ЭР-Телеком» также потерял 0,1 % до 7% (7,1 % было в первом квартале). Минус 0,3% у «ВолгаТелеком» - до 6,2% (6,5 % было в первом квартале). Также 0,3% потерял СЗТ. Его доля составляет 5,8% (6,1 % было в первом квартале). Минус 0,4% у «УралСвязьИнформ» - до 4,8% ( 5,2 % было в первом квартале). «Акадо» также показал минус 0,3% в доле рынка – 4,2% (4,5% было в первом квартале). Рост доли продемонстрировали только «СибирьТелеком» - 4% (3,9% было в первом квартале) и ЮТК – 3,5% (3,4% было в первом квартале). При этом остальные российские операторы по итогам второго квартала занимают 40,2%. В первом квартале на их долю приходилось 38,4 % рынка. Что касается сегмента частных пользователей ШПД Москвы, то по данным исследования за второй квартал он вырос незначительно. В начале июля в столице насчитывалось 2,9 млн абонентов ШПД (2,86 млн абонентов было в первом квартале 2010 года). В Москве наиболее динамично рос оператор «Нэт Бай Нэт Холдинг», количество абонентов оператора увеличилось за квартал на 3,7% за счет развития приобретенных домовых сетей. Темпы роста московского рынка постепенно замедляются, у многих операторов с небольшой абонентской базой наблюдается отток. Вся московская «большая пятерка» обслуживает 86 % московских пользователей (85% было в первом квартале 2010 года). Лидером по объему абонентской базы в Москве на конец второго квартала остается «Комстар» - его абонбаза составляет 867 тыс. Рост за квартал составил 0,8 %. На втором месте – «Акадо» с 605 тыс. (прирост 0,9 %). Третьим является «ВымпелКом» с 594 тыс. абонентов и ростом в 1,9 %. Далее следует «Нэт Бай Нэт» с 279 тыс. и ростом в 3,7 %, а затем – «Центральный Телеграф» с 152 тыс. и ростом в 1,3 %. Рынок ШПД в частном сегменте Москвы к концу второго квартала оказался поделен так: «Комстар» потерял 0,3% в сравнении с первым кварталом и занимает 29,7 % (30% было в первом квартале). «Акадо» потерял 0,2% в сравнении с первым кварталом и на его долю приходится 20,7 % (20,9% было в первом квартале). Доля «ВымпелКом» не изменилась по отношению к первому кварталу и равна 20,4 %. На 1,6% по отношению к первому кварталу выросла доля «Нэт Бай Нэт» - 9,6% (8 % было в первом квартале). Также не изменилась доля оператора «Центральный Телеграф» - 5,2 % как и в первом квартале. Доля остальных операторов снизилась на 1% до 14,4% (15,4 % в первом квартале). Что же касается общих тенденций, то от квартала к кварталу наблюдается замедление динамики проникновения услуги ШПД на московском рынке. По итогам второго квартала 2010 года уровень проникновения составил 76%, увеличившись на 1% по сравнению с первым кварталом. При этом в сравнении с предыдущими кварталами, некоторое замедление динамики появилось и на рынке услуги ШПД в целом по России. Во втором квартале 2010 года уровень проникновения услуги ШПД в России достиг 30%. Это на 1% больше, чем в первом квартале 2010 года (29%). Однако, до этого на протяжении достаточно длительного периода (поквартально, с первого квартала 2009 года) уровень проникновения ШПД на российском рынке стабильно ежеквартально увеличивался на 2%.